Перейти к содержимому

ВРАЧЕВАНИЕ ДУШЕВНЫХ НЕДУГ

ВРАЧЕВАНИЕ ДУШЕВНЫХ НЕДУГ

Врач психолог и духовник в процессе работы с больным имеют одну общую задачу:

помочь больному осознать свою болезнь, критически отнестись к симптомам болезни, к своим недостаткам, дефектам психики (интеллекта, темперамента, характера и поведения). Врач, использующий методы биологического и лекарственного (психофармакологического) воздействия для подавления бреда (галлюцинаций), возбуждения или депрессии, будет видеть успех своего лечения, если больной начинает понимать болезненное происхождение этих симптомов, относится к ним как к явлениям, чуждым его личности. Такое критическое отношение говорит о выздоровлении. В других случаях больной говорит врачу: это было в прошлом (голова, бред, воздействия колдовства, одержимости), а теперь этого нет. «Они меня оставили и не беспокоят». Такие больные иногда так и не понимают болезненного происхождения симптомов, но, зная, что лекарство помогает их преодолеть, сами приходят к врачу в момент обострения или начинают вновь принимать назначенное ранее и помогавшее ранее лекарство. Врач в этих случаях констатирует не полное выздоровление, временное «послабление» хронической болезни, «ремиссию» с неполной критикой к болезни, с двойственным, амбивалентным, колеблющимся, неустойчивым отношением к ее симптомам.

Психолог сосредоточит внимание на тех симптомах, которые имеют психическое, психогенное происхождение, которые связаны с психотравмирующими переживаниями (депрессии, навязчивые идеи, страхи, ипохондрические идеи) или с тяжелой реакцией на физическое, мозговое происхождение (склероз мозга, эпилепсия, шизофрения), или обусловлены конституцией, болезненным предрасположением (патология характера, психопатия). Во всех этих случаях задачей психолога является выяснить путём детального исследования происхождение болезни, явные или скрытые психопатические или конституционные корни болезни, объяснить их больному, довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить, преодолеть методами психотерапии (разъяснением, разубеждением, внушением), гипнозом, аутогенной тренировкой, наконец, воспитательной работой, психологическими методами и тд.

Осознание с помощью психолога порой давно забытых или вытесненных из сознания травмирующих переживаний помогает больному освободится от их влияния (древних грехов). Правильное, разумное отношение к психопатическим чертам характера или к болезненным влечениям с применением необходимой биологической терапии также облегчает состояние таких больных. В этих стадиях болезни нужна систематическая психотерапия и продолжение лекарственной, называемой теперь поддерживающей, терапии.

Перед духовником стоит та же задача: помочь больному правильно, критически отнестись к психической болезни, осознать ее и активно её противостоять, пользуясь в необходимых случаях помощью врача.

Верующий человек, живущий здоровой духовной жизнью, постоянно контролирует себя, состояние своего «сердца», слышит голос совести, по мере духовного роста осознаёт свои грехи, может тяжело переживать раскаяние («плач о грехах»), но в молитве, в покаянии, в литургии находит облегчение, освобождение и радость («печаль, которая от Бога, производит неизменное покаяние ко спасению» - ведёт к духовному выздоровлению). Совсем иная – «печаль мирская», депрессия, которая не проходит от молитвы и покаяния, приводит человека в состояние тоски, отчаяния, уныния, «производит смерть», вызывает мысли о самоубийстве.

Духовник должен показать пришедшему к нему болезненный характер такой депрессии, является ли она результатом чрезмерной реакции на ту или иную потерю (близких людей, дорогих вещей состояния), на тяжелое физическое заболевание или результатом нарушения мозговой деятельности, витальной депрессии, эндогенной, циркулярной или даже шизофреничной (т.е. происходит «от природы», «от естества»). В таких случаях необходимо, кроме лекарственной терапии, постоянно и терпеливо напоминать больному, что это болезнь и она пройдёт (аффективные психозы теперь доступны терапии).

Также необходимо привести больного к сознанию болезни при противоположных состояниях – возбуждении, переоценке своих сил, горделивых, бредовых мыслях о своём богатстве, об исключительных способностях, об изобретении мирового значения, об исключительном понимании и праве всех учить, обличать (паранойя – бред изобретательства, реформаторства, сутяжничества, ревности и т.д.). В этих случаях задача длительного и упорного лечения – привести больного к самокритичной оценке своего состояния. То же самое и при галлюцинациях, бредовых идеях воздействия, навязчивых идеях, особенно тягостных для верующего человека, непреодолимых навязчивых и автоматических, нерегулируемых волей идеях хульного содержания (так называемых «хульных мыслях»). Они требуют длительного лечения. Духовник своим авторитетом должен помочь больному понять, что эти идеи не являются результатом воздействия злого духа, бесоодержимости, а происходят от болезненного состояния центральной нервной системы, от «естества», от «природы». То же самое относится и к галлюцинациям, и к голосам ободряющего, императивного характера или типа повторяющихся «озарений» и «откровений».

Во всех этих случаях нужна особая трезвость оценки, правильный духовный диагноз и умение различать духовные явления от болезненных.

Врач–психиатр, профессор
Дмитрий Евгеньевич Мелехов
«Психиатрия и проблемы духовной жизни»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.